Текст взят с психологического сайта - страница 6



Когда травимый противниками генетики, поддерживаемыми высшей властью в стране, академик Н.И.Вавилов сказал: «Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся», он также в условиях, экстремальных для него, показал, каково его истинное отношение к генетике, развитие которой он считал главным делом своей жизни.


Когда в условиях блокадного Ленинграда некоторые из его жителей, чтобы спасти себя, шли на людоедство, а другие, охраняя продовольствие, в мизерных количествах в самое трудное для блокадников время, перебрасываемое в осажденный город на самолетах, умирали от голода, в этой экстремальной ситуации сразу становилось ясным, что является главной ценностью для первых, и что — для вторых. И эти ценности четко давали себя знать в их отношениях.


Представляется, что обсуждаемая здесь проблема имеет прямое отношение к акмеологии. Ведь акме у взрослого человека при прохождении им своего жизненного пути может проявиться у него не только на индивидном уровне (по Б.Г.Ананьеву, индивид — человек как сложный живой организм), когда он достигает пика своего физического здоровья, или на субъектно-деятельностном уровне, когда он выходит на свою вершину как профессионал — Мастер. А оно — это акме — может быть и личностным, когда человек совершает поступок или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высоко развитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями.


Естественно, что личностное акме у разных людей в своей основе имеет не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей, что хорошо видно даже из приведенных выше примеров. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т.д.


Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но оно вместе с тем, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.


Правда, если не отрываться от реальной жизни, то в ней бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие по своей нравственной основе друг другу отношения. И тогда, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем ему поступке, будет зависеть всецело от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.


Я бы поостерегся назвать известного артиста М.Ульянова двурушником, сопоставляя его устные и письменные высказывания, носящие гражданский характер, относящиеся ко времени, когда существовал СССР и когда главенствующую роль в стране играла КПСС, с его теперешней гражданской позицией и высказываниями, имеющими в себе политическую подкладку. Представляется, что противоречие, которое явно бросается в глаза при оценке личности артиста М.Ульянова доельциновского периода и М.Ульянова времени Ельцина, — явно продукт того, что личность оцениваемого здесь артиста не является цельной личностью. Роль маршала Г.К.Жукова — личности монолитно цельной — в известном фильме сыграл артист, личность которого совмещала в себе противоречивые отношения. И какое из них оказывалось и оказывается на переднем плане и объективировалось и объективируется в поступках, — это определяли обстоятельства, которые оказывались для артиста М.Ульянова главным фактором, актуализировавшим диаметрально противоположные отношения к одним и тем же ценностям.


Несомненно только, что на цельность человека как личности работает всегда высокая степень сформированности у него совести. Постоянно работающая совесть — это одновременно одно из условий минимизации проявления противоречивости в отношениях человека как личности к действительности.


Если в человеке борются два отношения, и в основе одного из них лежит высоконравственная (бытийная, по А.Маслоу) потребность, а основанием другого отношения оказывается какая-то низменная потребность, например, как образно говорит народ, спасти свою шкуру или, если выразится интеллигентно, сохранить свое положение, то, если голос совести у человека побеждает, и последний совершает поступок, направленный на сохранение, а подчас и на приумножение основных ценностей жизни и культуры, это способствует ослаблению противоречивости в отношениях, совокупность которых составляет суть его личности, и приближает ее к обретению качества цельности, психологическим стержнем которого выступает духовно-нравственное начало.


Из сказанного ясно, насколько важна непрекращающаяся особенно в ценностно-нравственных важных ситуациях работа совести человека для продвижения его личности к своему акме. И проведенные исследования (Ю.В.Александрова, Н.Л.Карпова, А.В.Суворов, В.Э.Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно-здоровая направленность и положительная продуктивность которой является результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам данный конкретный взрослый человек. Так, например, установлено, в чем видит человек смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого им его удовлетворяет, — это совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем, так сказать, принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные, если сравнивать их основные параметры, внутренние миры.


^ СОЦИАЛЬНЫЕ МАКРОФАКТОРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ИЛИ МЕШАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ АКМЕ ЧЕЛОВЕКОМ


Попытаемся в самых общих чертах проследить взаимозависимости, которые существуют между особенностями акме человека и 1) социально-экономическими условиями общества, членом которого он является, 2) конкретным историческим временем, в которое он живет; 3) его социальной принадлежностью; 4) конкретной социальной ситуацией; 5) возрастом человека; 6) его полом.


Как мы уже знаем, акме человека — это вершина, которую он достиг в своем развитии как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельности. Обычно эти «пики» ассоциируются со степенью его взрослости. И между физическим, личностным и субъектно-деятельностным акме, как уже отмечалось выше, хотя и существуют взаимосвязи, но характер их не однозначен и отличается большой сложностью.


Кроме того, акме по многим своим параметрам крайне ва-риабельно, что прямо зависит от конкретного сопряжения различных объективных и субъективных факторов, которые всегда неповторимо взаимодействуют при движении человека по своему жизненному пути.


Вполне очевидно, что при исследовании акме людей, достигаемого ими на том или другом временном отрезке своего жизненного пути, есть все основания выделять при рассмотрении существа этого феномена, а также факторов, его обусловливающих общие, особенные и единичные характеристики.


Общим в характеристиках акме людей, живших в условиях различных социально-экономических формаций, является то, что, если особенности природной и социальной макро- и микросред, в которых они жили, совпадали в своих существенных свойствах, на ступени зрелости были обязательны вершины в их деяниях.


Общим в этом случае, можно предположить, являлось и то, что, если при развитии этих людей достигалось действительно акме, то это означало свершение таких крупномасштабных для них поступков в больших и малых общностях, в которых проходила их жизнь, и таких выдающихся для них актов предметно-практической деятельности, результаты которых работали на социальный, материально-технический или духовный прогресс их общества.


Общим и непременным условием для достижения людьми акме в разных общественно-экономических строях, помимо благоприятных для этого характеристик макро- и микросреды, всегда была и собственная предельно активная творческая деятельность человека, его высокая способность осознанно или интуитивно на основе интеграции накопленного опыта познания, общения, труда принимать и реализовывать оптимальные решения наиболее сложных задач, возникающих в повседневной жизни прежде всего в тех ее областях, в которых у него наблюдалось акме.


Особенное акме человека детерминируется, если иметь в виду индивидные его проявления, условиями, создаваемыми природой и социальной макро- и микросредами, в которых протекает жизнь человека, для его физического развития, сохранения и укрепления его здоровья, для обеспечения продолжительности его жизни.


Особенное в личностном акме человека, в очень большой мере определяется характером ценностей, которые являются господствующими в данной общественной экономической формации и поэтому обусловливают социальную мотивацию поступков людей и значение их для макро-, мезо-, и микрообщностей, членами которых эти люди являются.


Если говорить об особенном в субъектно-деятельностном акме людей, представляющих различные общественно-экономические формации, то характер его детерминируется широтой спектра развития основных областей деятельности в обществе и достигнутым уровнем технологии их выполнения.


Наконец, если сравнивать единичное в феноменах акме, отмечаемых у людей, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям, то во всех случаях его будут характеризовать особенности, несущие в себе результаты неповторимой конвергенции наследственных или врожденных свойств каждого конкретного человека и прежде всего его нервной системы и формирующихся у него на их основе в условиях столь же конкретной микросреды индивидных, личностных и субъек-тно-деятельностных качеств.


Наверное, не требуется развернутой аргументации для обоснования положения, что характер вершин в развитии, достигаемых людьми, уровни этих вершин, на которые они оказываются в состоянии подняться на ступени взрослости, вариации проявления у каждого из них расцвета как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности, которые мы обозначаем как акме этих людей, зависят от особенностей общественно-экономической формации, в границах которой протекает их жизнь.


Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм с присущими им уровнями развития производительных сил, своими производственными отношениями и содержанием форм общественного сознания, степенью проникновения в законы развития природы, общества и человека, отражением их в содержании и формах воспитания, общего и профессионального обучения людей, представляемыми людям реальными возможностями пользоваться накопленными в обществе материальными и духовными ценностями всегда в большей мере «задают» содержание и форму «вершин», величину тех «пиков», которые люди оказываются способными достичь в своем развитии.


Далее, в рамках одной и той же общественно-экономической формации могут быть такие периоды, которые сложившимися в них условиями особенно благоприятствуют достижению человеком высокого уровня развития, говоря фигурально, ярких социально и личностно значимых акме в одних сферах жизнедеятельности людей и, наоборот, не содержат никаких предпосылок для выхода человека на уровень акме в других сферах.


Например, обрушившаяся на наш народ в 1941 году фашистская Германия создала в нашей стране обстановку, когда у очень многих наших сограждан пошло развитие качеств личности, необходимых для социально значимого поведения в такой экстремальной ситуации, какой была невиданная по своим испытаниям, выпавшим на долю людей, война. То же произошло с достижением в этих условиях нестандартно ярких вершин в своем развитии как субъектов ратного труда у многих военачальников (например, у А.М.Василевского, Н.Ф.Ватутина, Л.А.Говорова, Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского и др.).


О социальных, политических, экономических, научных, технических, организационных условиях, возникших в нашем государстве в послевоенные десятилетия и обеспечивших ускоренное развитие и достижение уровня акме как субъектов деятельности, можно с полным основанием говорить, имея в виду наших выдающихся физиков-ядерщиков или создателей ракетной техники (например, И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова, С.П.Королева и др.).


Вместе с тем в условиях строительства социализма, на время которого пришлась и Великая Отечественная война, не существовало объективных предпосылок для осуществления в широких масштабах частнопредпринимательской деятельности, соответственно не могло подняться до уровня акме и развитие у людей, если употребить термин В.Н. Мясищева, и «ансамбля» характеристик, позволяющих им по меркам их среды, предельно успешно заниматься этой деятельностью.


Еще отчетливее рассматриваемая тенденция проявляется при переходах общества от одной формации к другой. В эти временные отрезки истории обостряются потребности в социальных деяниях, в актах творчески-практической деятельности, соответствующих целям утверждающей себя новой общественно-экономической формации, одновременно в эти же периоды актуализируются и факторы, которые способствуют ускорению развития и проявления у человека характеристик, отвечающих выше названной потребности, и достижению им такого по содержанию и форме акме, которое оказывается, так сказать, хорошо сопряженным с особенностями социального заказа.


Именно так обстояло дело, например, во время буржуазной революции в Англии, во время Французской революции 1789— 1794 гг., во время Октябрьской революции в России.


Вот и сейчас, когда в нашей стране, хотя и очень болезненно для основной массы населения, осуществляется перевод экономики на рыночные рельсы и в связи с этим коренным образом изменяется существовавшая в нашей стране идеологическая, правовая и нравственная база, ускоренными темпами стали формироваться и заявлять о себе люди, личностные и субъектно-деятельностные характеристики которых наиболее оптимально отвечают требованиям новой социальной ситуации, возникшей в нашем государстве (К. Илюмжинов, А. Лебедь, Б. Немцов, Г. Явлинский, С. Федоров и др.).


Принадлежность человека к определенным существующим в данном обществе классам, стратам, другим социальным группам тоже является условием, которое в значительной мере определяет возможности развития человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности и очень часто обусловливает направления этого развития — особенно это относится к приобретаемым человеком в течение жизни личностным и субъектно-деятельностным характеристикам — даже во многих случаях программирует специальность и уровень «потолка», который может достичь человек, принадлежащий к той или иной общности, в своем развитии.


Достаточно вспомнить в связи со сказанным о заданности жизненного пути человека благодаря его принадлежности к тому или иному цеху в феодальном обществе или о возможностях свободного человека или раба-негра в США до определенных перемен в этом государстве или жестких ограничениях, существовавших на обучение в высших учебных заведениях детей дворян в первые годы Советской власти в нашей стране.


Да, если взять нашу сегодняшнюю действительность с ее резким расслоением россиян на относительно небольшую кучку богатых людей и нищающее большинство, то сразу станет ясно, что у нас возникают разные стартовые возможности для развития людей и как индивидов, и как личностей, и как субъектов деятельности и разные макро-, мезо-, и микроусловия для их выхода на уровень акме в дальнейшем.


Кстати, это же относится и к русскоязычному населению в тех государствах так называемого СНГ, в которых оно явно или неявно уже ограничено в своих правах. Печать социальной запрограммированности для его развития и его потолка и в личностном, и в субъектно-деятельностном планах таким образом в очень большой степени уже определена.


Далее, у нас есть все основания утверждать, что на особенности феномена акме, на какие по содержанию и по форме вершины сможет подняться человек в своем индивидном, личностном и субъектно-деятельностном развитии, влияют и демографические факторы — принадлежность человека к конкретному поколению, а также его пол.


Но интенсивность и глубина проявления их опять же оказываются связанными с особенностями социума, в котором живет данное конкретное поколение людей и в котором проходят свой жизненный путь люди, принадлежащие к разным половым группам.


Например, изменения в худшую сторону в экономических условиях жизни поколения, к которому принадлежат родители новорожденных детей, влияют на индивидные характеристики их потомства. Так, согласно данным статистики, в настоящее время пошло на спад явление акселерации. Или, по данным той же статистики, сейчас очень небольшой процент учащихся к моменту окончания средней школы оказывается абсолютно здоровым. Таким образом, для многих из них весьма точно можно предсказать, что полноценное акме в их физическом развитии на ступени зрелости не состоится.


Что касается личностного и субъектно-деятельностного акме, то, у современной молодежи гораздо больше предпосылок успешно усвоить частнособственническую мораль и основы частного предпринимательства, чем у более старших поколений. В убеждениях старших поколений органично и, как Правило, накрепко «вросли» другие ценностные ориентации и нормы поведения.


Факты, имеющие место в действительности, дают нам основания для утверждения, что и принадлежность человека к определенной половой группе оказывается тоже небезразличной, конечно, опять же в сопряжении со специфичностью характеристик социума, в котором проходит жизнь человека, для содержания и формы достигаемых в своем развитии вершин мужчинами, с одной стороны, и женщинами — с другой. Сказанное относится и к индивидной, и к личностной, и ксубъек-тно-деятельностной сторонам развития человека.


Как известно, в условиях определенных культур образ жизни, формы поведения, привычки, позволительные в глазах общественного мнения для мужчин и для женщин, различны. Мужчинам разрешается больше в употреблении, мягко говоря, не лучших продуктов цивилизации. Поэтому, снова по данным статистики, в среднем здоровье у женщин лучше, а средняя продолжительность жизни у них опять же больше.


Если не поверхностно, а по возможности глубоко анализировать личностное развитие мужчин и женщин и прослеживать различие в «вершинах» в нем, достигаемых и теми и другими, то нельзя не увидеть, что, хотя мужчины и женщины приобщаются в процессе воспитания к одним и тем же нормам морали, категории общего и особенного совершенно отчетливо работают и в этой сфере. И если это «особенное» у какого-то представителя или какой-то представительницы одной из сторон пропадает, то это выглядит и воспринимается как социально-психологическая аномалия.


И, наоборот, мужчина в своем повседневном личностном «особенном» поведении может подняться до идеала, сопрягаемого, с мерками, сложившимися в социуме, с его половой принадлежностью, как, впрочем, и личностно «особенное» поведение женщины может совпасть с самым высоким эталоном, сформированном в социуме по отношению к лицам ее пола, если и тот, и другой в своем личностном развитии будут двигаться в рамках «правил», социально санкционированных для каждого пола.


Что же касается субъектно-деятельностного развития мужчин и женщин и достигаемых ими при этом вершин, в частности, в профессиональном формировании, то внимательное рассмотрение профессиональных предпочтений выявляет наличие существенных различий, что, без сомнения, связано со спецификой ряда деятельностей, успешному осуществлению которых в одних случаях в большей степени соответствуют психофизиологические и социально-психологические особенности женщин, а в других — мужчин.


При этом, определяя «вес» каждого из факторов, которые обусловливают различия в субъектно-деятельностном развитии мужчин и женщин, и вершины, которых они в нем достигают, снова нельзя сбрасывать со счета влияние стереотипов, которые существуют в том или другом социуме по поводу чисто мужских и женских специальностей, экспансионизма мужчин при занятии руководящих постов как в государственных, так и в общественных структурах, бытующего представления о том, что главное дело женщины — это дети и кухня.


Можно было бы, наверное, действительно радоваться тому, если бы акме женщины состоялось бы особенно в многодетных семьях главным образом как талантливой воспитательницы детей и как мудрой хранительницы семейного очага, но, к сожалению, социально-экономические условия во многих странах и, прежде всего, в России не позволяют, чтобы именно такое акме для женщин стало бы материально фондированным, действительно общественно престижным и все более часто встречающимся.


Вместе с тем, анализ конкретных историй выхода отдельных людей на уровень высокого акме в общественно одобряемой и являющейся в большей мере престижной форме деятельности отчетливо показывает, что женщинам опять-таки из-за сложившихся в обществе стереотипов, приходится затрачивать большие усилия и преодолевать больше трудностей, чем это требуется от мужчин, чтобы добиться неординарного (для женщин) результата в труде. Что это действительно так, подтверждает, например, история движения к вершинам математической науки Софьи Ковалевской или достижения поста премьер-министра Англии Маргарет Тэтчер.


Выясняя значение особенностей большого социума, окружающего человека, принадлежащего к той или иной возрастной или половой общности, и характер преломления этих особенностей той микросредой, с которой каждый человек находится в повседневных, непосредственных контактах, и в конечном счете их роль (позитивную или негативную) для достижения (или недостижения) им своего акме, было бы глубоко ошибочным, оценивая взаимодействие среды и человека лишь первой приписывать параметр активности.

9577916125705288.html
9578085357863925.html
9578216395126381.html
9578310432425185.html
9578392471399327.html