Премии - Отчет о работе российской академии образования

Премии
Постановлением Правительства Российской от 2 августа 2007 г. N 497 г. Москва «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2007 года в области образования») присуждены премии Правительства Российской Федерации 2007 года в области образования:

1. Рубцову Виталию Владимировичу, академику Российской академии образования, доктору психологических наук, профессору, ректору Московского городского психолого-педагогического университета; Кезиной Любови Петровне, кандидату психологических наук, академику Российской академии образования; Митиной Ларисе Максимовне, доктору психологических наук, профессору, заведующей лабораторией Психологического института Российской академии образования, Поливановой Катерине Николаевне, ведущему научному сотруднику, Чуприковой Наталье Ивановне, главному научному сотруднику, Якиманской Ираиде Сергеевне, заведующей лабораторией, докторам психологических наук, профессорам, Божович Елене Дмитриевне, старшему научному сотруднику, заведующей лабораторией, Равич-Щербо Инне Владимировне (посмертно), главному научному сотруднику, кандидатам психологических наук, – работникам того же института, – за цикл трудов "Московская психологическая школа: наука, образование, практика" для научно-методического обеспечения научных и образовательных учреждений.

2. Запесоцкому Александру Сергеевичу, доктору культурологических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования, ректору Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, – за создание монографии "Образование: философия, культурология, политика" для образовательных учреждений высшего профессионального образования.

3. Берулаве Михаилу Николаевичу, доктору педагогических наук, профессору, академику Российской академии образования, ректору Университета Российской академии образования (в составе авторского коллектива) – за учебно-методический комплект "Цикл дисциплин для гуманитаризации инженерно-технического образования в нефтяных вузах" для образовательных учреждений высшего профессионального образования.

4. Тихонову Александру Николаевичу, доктору технических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования, директору Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций (в составе авторского коллектива) – за научно-практическую работу "Создание национальной системы подготовки, переподготовки и аттестации специалистов в области менеджмента качества" для образовательных учреждений высшего профессионального образования.

5. Вербицкой Людмиле Алексеевне, доктору филологических наук, профессору, академику Российской академии образования, ректору Санкт-Петербургского государственного университета (в составе авторского коллектива) – за научно-практическую и методическую разработку "Создание Медицинского лечебно-профилактического и учебно-научного центра ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" для реализации системы непрерывного фундаментального профессионального медицинского образования и лечебно-профилактической помощи обучающимся и профессорско-преподавательскому составу" для образовательных учреждений высшего профессионального образования.

6. Халеевой Ирине Ивановне, доктору педагогических наук, профессору, академику Российской академии образования, ректору Московского государственного лингвистического университета (в составе авторского коллектива) – за создание комплекта учебно-методических пособий "Европейский языковой портфель" для образовательных учреждений высшего профессионального образования.

7. Зееру Эвальду Фридриховичу, доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования, заведующему кафедрой Российского государственного профессионально-педагогического университета; Алишеву Булату Салямовичу, доктору психологических наук, заведующему лабораторией Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования (в составе авторского коллектива) – за цикл трудов "Психологическое обеспечение базового профессионального образования" для образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

8. Савенковой Любови Григорьевне, доктору педагогических наук, профессору, заместителю директора Института художественного образования Российской академии образования, Ермолинской Елене Александровне, кандидату педагогических наук, старшему научному сотруднику, Кабковой Елене Павловне, доктору педагогических наук, доценту, заведующей лабораторией, Юсову Борису Петровичу (посмертно), доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования, заведующему лабораторией, – работникам того же института, – за цикл научных трудов "Интеграция искусств как условие полихудожественного развития детей и молодежи" для общеобразовательных учреждений.

9. Лисову Василию Ивановичу, доктору экономических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования, первому заместителю руководителя департамента образования г. Москвы, Смирнову Игорю Павловичу, доктору философских наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования, директору Научно-исследовательского института развития профессионального образования (в составе авторского коллектива) – за научно-практическую разработку "Создание и системная апробация модели интегрированного учреждения среднего профессионального образования – колледжа, реализующего программы общего образования, начального и среднего профессионального образования".
^ Подготовка научных кадров в учреждениях РАО
РАО является одним из ведущих научных центров страны по подготовке специалистов высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и соискательство.

Аспирантура Российской академии образования функционирует в 18 институтах РАО, докторантура - в 15 научных учреждениях.

Институты РАО имеют 26 диссертационных совета по присуждению ученых степеней.

Подготовка научных кадров проводится по следующим отраслям наук: педагогической (5 специальностей); психологической (6 специальностей); биологической (1 специальность); экономической (1 специальность); философской (2 специальности); социологической (2 специальности); технической (1 специальность).

В 2007 г. в Научно-образовательном Центре (г. Сочи) по юридическим наукам открылась новая специальность – 12.00.01. – теория и история права и государства; история правовых учений.

Основными направлениями работы Президиума и институтов РАО по подготовке научных кадров были: организационное и кадровое обеспечение приема в аспирантуру и докторантуру, проведение кандидатских экзаменов, обеспечение научного руководства работой молодых ученых, подбор кадров для обучения в аспирантуре и докторантуре РАО, организация методологической и исследовательской подготовки, контроль над выполнением индивидуальных учебных планов.

В центре внимания находились вопросы теоретической и методологической подготовки аспирантов и докторантов, поэтому особое внимание обращалось на уровень научных, общепедагогических и специальных знаний аспирантов, на степень владения ими теорией, на глубину и широту научного и культурного кругозора, подготовленность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

В аспирантуре Российской академии образования на 01.11.2007 г. обучался 371 аспирант: в очной – 217 человек, в заочной – 153 чел., 1 иностранный гражданин (Китай).

В 2007 году в аспирантуру академии принято 112 аспирантов, в том числе 61 человек в межведомственную аспирантуру, 50 – во внутриведомственную (в 2006 г. – 45 чел.), 1 иностранный специалист (в очную аспирантуру Института педагогики и психологии профессионального образования принята гражданка Китая).

По данным на 01.11.2007 г. 68 аспирантов (в 2006 г. – 63 чел.) и 115 соискателей защитили кандидатские диссертации.

Претерпел изменения в сторону увеличения и контингент научных руководителей аспирантов. Если в 2006 году научное руководство осуществляли 172 доктора наук и 98 кандидатов наук, то в 2007 году – 177 докторов наук и 101 кандидат наук.

Значительное число поступивших в отчетном году в аспирантуру уже имели определенный научный задел (публикации, сдача кандидатских минимумов, владение научной терминологией и т.д.), чему, в частности, способствовала организация институтами предварительной стажерской практики. За время прохождения стажировки будущим аспирантам удалось определить темы диссертационных исследований, а также приобрести определенные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

Не снизился, по сравнению с приемами последних двух лет, качественный уровень подготовки аспирантов по специальности, философии и иностранному языку. 70% сдававших в 2007 году вступительные и кандидатские экзамены в аспирантуру, получили хорошие и отличные оценки.

В докторантуре Российской академии образования на 01.11.2007 г. обучалось 38 докторантов (в межведомственной – 17 чел., во внутриведомственной – 21 чел.). За истекший период в межведомственную докторантуру академии принято 4 человека, во внутриведомственную – 3 человека. По данным на 01.11.2007 г. 21 докторант защитил докторские диссертации (2006 г. – 12 чел).


Таблица № 4

^ Сведения о подготовке кадров высшей квалификации


Отрасль наук,

специальность

Численность

Кол-во принятых в 2007г.

Кол-во выпускников

Число защищенных диссертаций

асп.

докт.

асп.

докт.

асп.

докт.

асп.

докт.

соиск.

Педагогическая

266

28

69

5

68


22

44

16

69

13.00.01

131

18

32

4

33


14

22

9

35

13.00.02

101

в т.ч.1 ин

7

20

в т.ч.

1 ин.

1

22

6

14

5

26

13.00.03

5

-

3

-

3

-

1

-

3

13.00.04

3

1

3

-

3

-

1

-

2

13.00.08

26

2

11

-

7

2

6

2

3

Психологическая

86

8

36

2

31

7

20

5

42

19.00.01

19

4

10

-

10

3

8

2

15

19.00.02

2

-

1

-

3

-

2

-

-

19.00.05

13

1

2

-

3

-

-

-

5

19.00.07

21

1

7

1

6

1

4

1

11

19.00.10

4

-

3

-

2

-

1

-

3

19.00.13

27

2

13

1

7

3

5

2

8

Социологическая

9

-

4

-

6

-

4

-

3

22.00.04

4

-

2

-

2

-

1

-

-

22.00.06

5

-

2

-

4

-

3

-

3

Биологическая

5

1

1

-

1

-

-

-

1

03.00.13

5

1

1

-

1

-

-

-

1

Философская

3

1

1

-

-

-

-

-

-

09.00.01

3

1

1

-

-

-

-

-

-

Экономическая

2

-

1

-

-

-

-

-

-

08.00.05

2

-

1

-

-

-

-

-

-

Итого:

371

В т.ч.

1 ин.

38

112

В т.ч.

1 ин.

7

106


29

68

21


115


Результаты приема в аспирантуру и докторантуру и защит диссертаций свидетельствуют о необходимости продолжения существующей практики поиска и отбора кандидатов из числа талантливых научных сотрудников институтов, учителей экспериментальных школ, так как прием во внутриведомственную аспирантуру и докторантуру является надежным источником пополнения научного потенциала академии. Рост числа принятых во внутриведомственную аспирантуру и докторантуру вызван необходимостью готовить научные кадры для лабораторий институтов, обеспечивать преемственность научных традиций, дальнейшее развитие направлений и школ.

В течение года на Ученых советах институтов РАО заслушивались отчеты аспирантов и докторантов, научных руководителей и консультантов, информация заведующих аспирантурами о ходе выполнения индивидуальных планов работы аспирантов и докторантов и другие вопросы подготовки кадров высшей квалификации. Обучающиеся в аспирантуре, докторантуре привлекались к выполнению планов НИР, комплексных программ, к работе советов молодых ученых, проводивших работу по оказанию помощи в освоении навыков исследовательской деятельности. Квалифицированные преподаватели Университета РАО, сотрудники Института содержания и методов обучения РАО проводили лекции, семинарские занятия, консультации, принимали кандидатские экзамены по философии и иностранным языкам у аспирантов, соискателей учреждений РАО. В Университете РАО были организованы занятия по педагогике, психологии, методологии. В 2007 году не возникало проблем с публикациями научных работ аспирантами и докторантами. Как правило, большинство из них имеют возможность довести содержание своих исследований до широкого читателя.

В отчетном году Президиум уделил специальное внимание подготовке аспирантов. Главный специалист Президиума РАО Кондратьева Н.В. присутствовала на вступительных экзаменах в аспирантуру Института художественного образования (были рассмотрены документы поступающих в аспирантуру, заслушаны ответы абитуриентов на вступительном экзамене по специальности); на вступительных экзаменах по философии и иностранным языкам, которые проводились в Институте содержания и методов обучения; участвовала в комплексной проверке Президиумом Института содержания и методов обучения.

По итогам проверки подготовлена справка о работе аспирантуры и докторантуры Института содержания и методов обучения за 2004-2006 гг.

Проверка показала, что личные дела аспирантов, докторантов и соискателей соответствуют требованиям Приказа Министерства общего и профессионального образования РФ №814 от 27.03.1998 г.

В начале учебного года директор Института проводит собрание аспирантов 1-го года обучения, на котором знакомит их с правами и обязанностями, с требованиями, предъявляемыми к подготовке научных кадров, а в феврале-марте проводится собрание аспирантов 3-го года обучения, где обсуждаются сроки представления диссертаций к защите. Темы диссертационных исследований аспирантов, докторантов и соискателей, как правило, утверждаются в течение первых трех месяцев после зачисления. Выбор тематики определяется проблематикой Института. Актуальность тем подтверждается решениями Ученого Совета. Научные руководители назначаются своевременно приказом директора Института. Эффективным мероприятием является ежегодное проведение аттестации аспирантов: отчеты о проделанной работе на заседании отдела или лаборатории в присутствии научных руководителей, которые характеризуют работу аспирантов и соискателей за отчетный период; далее аттестация выносится на заседание Ученого Совета.

В целях совершенствования научной подготовки аспирантов и оказания им помощи в проведении диссертационных исследований Президиумом совместно с Институтом содержания и методов обучения разработана Памятка для аспирантов и научных руководителей, в которой четко определены задачи аспирантам на каждый год обучения.

Для Министерства образования и науки РФ (Фридлянова В.Н.) подготовлены и направлены предложения к контрольным цифрам приема аспирантов, докторантов в 2008 г. за счет средств федерального бюджета по представленной форме (по отраслям наук, формам обучения и т.д.).

Представлена информация сотруднику Министерства Орефьеву А.Л. об опыте работы РАО с иностранными стажерами, аспирантами и докторантами с 1977 г. по настоящее время с целью возобновления работы Министерства по направлению иностранных стажеров, аспирантов в научные учреждения Российской академии образования.

По заданию президента Никандрова Н.Д. подготовлен пакет документов по присуждению именных стипендий в области педагогики и психологии имени Давыдова В.В. в 1998 году (приказ, Положение, протокол заседания комиссии и др.).

Аспиранты, докторанты принимали активное участие в работе ^ Международных, Всероссийских научно-практических конференций: «Классическая дидактика и современное образование» (Москва, апрель), «Научный подход в воспитании: парадигмы, стратегии и практики» (Москва, май), «Воспитательный потенциал образовательного процесса: опыт и проблемы» (Москва, май), «Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы к профильному обучению» (Москва, июль), «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения в условиях национального региона: проблемы, состояние, перспективы» (Саранск, май), «Полихудожественное образование как фактор формирования современного типа мышления и сохранения здоровья детей и юношества» (Москва, ноябрь), «Личность общество и образование в современной социокультурной ситуации» (Санкт-Петербург, октябрь), «Окружающая среда и здоровье» (Пенза, май), «Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации: политика, экономика, образование» (Новосибирск, март), «Приоритетные направления профессионального педагогического образования» (Рязань, июнь), «Личность, образование, общество» (Санкт-Петербург, май), «Актуальные проблемы информатики и информатизации образования» (Тамбов, сентябрь) и т.д.

Аспиранты участвовали в работе семинаров: «Признаки и тенденции парадигмального сдвига для теории и практики воспитания» (Москва, май), «Детское движение – субъект социализации и воспитания детей» (Москва, март), «Методологические проблемы психологии» (Москва, апрель), «Предпрофильное художественно-эстетическое образование в школе» (Москва, март), «Становление общей культуры личности в процессе обогащения воображения и эстетико-художественного опыта школьников» (Москва, апрель), «Региональный опыт модернизации профессионального образования в Поволжье» (Чебоксары, октябрь), «Методика раннего обучения информатике» (Москва, февраль), «Актуальные проблемы информатики и информатизации образования» (Тамбов, сентябрь), «Реализация воспитательного потенциала государственных образовательных стандартов по истории, литературе, обществознанию» (Москва, апрель), «Этическая грамматика как предмет воспитания» (Москва, сентябрь) и других.

Внимание молодых научных кадров Академии привлекли следующие круглые столы: «Перспективы научных исследований в области дидактики» (Москва, январь), «Субъект: феноменология, понятие, методы исследования», (Москва, май), «Взаимосвязь биологических и социальных факторов в обучении (Москва, сентябрь), «Школа без неудачников» (Москва, апрель), «Культура общения» (Казань, апрель), «Подготовка компетентного специалиста в системе непрерывного образования школа-колледж-вуз: опыт, проблемы и пути их решения» (Казань, март), «Субъект: феноменология, понятие, методы исследования» (Москва, май) и т.д.

Аспиранты приняли участие в симпозиумах, форумах, конгрессах, сессиях: «Стратегические корпоративные коммуникации: гуманитарный подход» (Томск, март), «Гормональные механизмы адаптации» (Санкт-Петербург, сентябрь), «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» (Москва, май), «Развитие социальной активности молодежи в сельском образовательном пространстве» (Москва, апрель), «Социально-педагогическое исследование: процесс и результат» (Москва, июнь), «Здоровье нации – основа процветания России» (Москва, июнь) и других.

Аспиранты, соискатели, стажеры с интересом участвовали в научных чтениях: Шпетовские (Москва, май), Челпановские (Москва, апрель), памяти И.В.Равич-Щербо (Москва, май), памяти Т.Ф.Флоренской (Москва, октябрь), Лихачевские (Санкт-Петербург, май), Рождественские: «Вера и образование: общество, школа, семья в ХХ1 веке» (Москва, январь), посвященные дням славянской письменности и культуры «Отечественная культурно-образовательная традиция в духовно-нравственном становлении молодежи» (Томск, май).

Аспиранты Института содержания и методов обучения участвовали в работе ^ Педагогического марафона, который проводит газета «Первое сентября». Среди участников марафона были не только учителя, но и представители колледжей, вузов, органов образования многих регионов России (например: Калуга, Тула, Тверь, Пенза, Якутск и др.). Тема марафона: «Совершенствование начального образования: проблемы и поиски». Аспиранты Шкуричева И.А., Сладков И.Е. и другие выступили с сообщениями. Результатом марафона явился спецвыпуск методической газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»), в котором опубликованы статьи выступивших аспирантов.

В период с 24 апреля по 2 мая 2007 г. аспиранты Института семьи и воспитания провели исследование по выполнению мероприятий Программы Правительства Москвы (утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 № 928) по созданию в столице условий для удобного и комфортного проживания детей и семей с детьми. Аспиранты посетили объекты города: магазины, кафе, рестораны, парикмахерские, предприятия химической чистки и стирки, туристические компании, образовательные учреждения с целью проведения осмотра помещения и опроса администраторов. В результате проведенного наблюдения Институт представил информацию в Правительство Москвы и Управление координации деятельности комплекса социальной сферы.

В сентябре сего года в рамках программы «Дети Беслана» состоялась выставка детских рисунков «Возвращая будущее», в которой активное участие приняли аспиранты очного и заочного обучения Института дошкольного образования, работающие в Беслане и Владикавказе. По итогам выставки выпущен буклет по этой тематике.

Аспиранты-психологи Института выезжали в г. Беслан для участия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного и школьного возраста с посттравматическими синдромами (апрель-сентябрь 2007 г.).

Проведение конференций, семинаров, чтений и «круглых столов» позволило молодым ученым заявить о себе, обменяться мнениями и заслушать выступления своих коллег из самых разных регионов страны.

9520009752723253.html
9520162065390038.html
9520239893215229.html
9520384783129405.html
9520489190361374.html