Отчет по контрольной и правоприменительной деятельности Департамента за 1 полугодие 2011 года г. Астана - страница 21

Отчет по контрольной и правоприменительной деятельности Департамента за 1 полугодие 2011 года г. Астана - страница 21

^ АО «Петропавл су»



№ п/п

Критерии

Оценочный показатель, в баллах

Максим.

Факт

1.

Соблюдение экологических требований, нормативов качества окружающей среды

10

5

2.

Наличие службы охраны окружающей среды, уровень организации производственного контроля и мониторинга

10

7

3.

Выполнение мероприятий, заложенных в планах природоохранных мероприятий и других программах, направленных на снижение загрязнения окружающей среды и улучшение ее качества

10

8

4.

Наличие природоохранной документации, предусмотренной законодательством в области охраны окружающей среды, в том числе:

разрешения на природопользование

проектов нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов (ПДВ и ПДС), расчетов нормативного образования отходов производства и потребления, а также положительных заключений государственной экологической экспертизы по ним

экологического паспорта

10

10

5.

Исполнение условий, установленных в разрешениях на природопользование, соглашениях, договорах, иных контрактных документах

20

15

6.

Меры, принимаемые для выполнения предписаний по актам предыдущих проверок

10

8

7.

Оснащение источников загрязнения окружающей среды природоохранным оборудованием

10

5

8.

Уровень организации и оснащения лабораторного контроля за загрязнением окружающей среды

20

15

9.

Применение новых ресурсосберегающих технологий, малоотходного и менее экологически вредного сырья

20

5

10.

Уровень профессиональной экологической подготовки руководящих работников и специалистов

5

5

11.

Организация работы по пропаганде природоохранной деятельности

5

3

12.

Переход к международным стандартам серии ISO 14000 «Системы управления охраной окружающей среды»

50

0

13

Уменьшение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов

50

30




^ Итого баллов:

230

116



Таблица 16.




Наименование

предприятия

^ Суммарный фактический оценочный показатель,

в баллах

Класс

Характеристика

руководства

1.
^ АО «Завод им. С.М.Кирова»»
137

3 класс

Посредственная

2
^ ТОО «Петропавловский ликероводочный завод»
134

3 класс

Посредственная

3

АО «Петропавл су»

116

3 класс

Посредственная


^ Суммарный оценочный показатель АО «Завод им. С.М.Кирова» - 137:

На предприятии программа ПЭК производится сторонней аккредитованной лабораторией по договору – работы выполнены в полном объеме. Природоохранные мероприятия выполнены, согласно утвержденному плану. Суммарный фактический оценочный показатель обусловлен следующим: ежегодно повторяемые нарушения обращения с отходами производства и потребления.

Не решен вопрос перехода к международным стандартам серии ISO 14000 «Системы управления охраной окружающей среды».

^ Суммарный оценочный показатель ТОО «Петропавловский ликероводочный завод» - 134:

На предприятии программа ПЭК производится сторонней аккредитованной лабораторией по договору. Природоохранные мероприятия выполнены, согласно утвержденному плану. Суммарный фактический оценочный показатель обусловлен следующим: ежегодно повторяемые нарушения обращения с отходами производства и потребления.

Не решен вопрос перехода к международным стандартам серии ISO 14000 «Системы управления охраной окружающей среды».


^ Суммарный оценочный показатель АО «Петропавл су» - 116:

Не решен вопрос перехода к международным стандартам серии ISO 14000 «Системы управления охраной окружающей среды».

На предприятии программа ПЭК производится аккредитованной лабораторией. Природоохранные мероприятия выполняются не в полном объеме, имеет место наличия повторяющихся нарушений в части превышения нормативов ПДС.

^ II. Информация о планировании


Планирование проверок хозяйствующих субъектов различной формы собственности на 2011 год осуществлено, согласно закону РК «О частном предпринимательстве», с учетом: категорий природопользователей в соответствии с Экологическим кодексом РК и критериями оценки степени экологического риска природопользователей: совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью природопользователя, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести природопользователей к различным степеням риска природопользователей.

Таблица 3.2

.

^ Наименование предприятия

Экологический риск

Время проведения последней проверки

Время планируемой проверки

^ Частота инспектирования

Суммарный фактический оценочный показатель, в баллах

Дополнительные данные

1

2

3

4

5

6

^ АО «Завод им. С.М. Кирова»

137

Получено положительное заключение гос. экол. экспертизы на проект консервации хранилища неутилизируемых опасных отходов

31.05.2011г.

Апрель-май 2012г.

раз в год

ТОО «Петропавловский ликероводочный завод»

131




31.05.2011г..

Май-июнь 2012г.

раз в год

АО «Петропавл су»

116




06.06.11г.

Май-июнь 2012г.

раз в год



Глава 2. Оценка качества правоприменительной деятельности

  1. Оценка качества осуществляемых проверок


• доля неисполненных предписаний - 64,8 % (большая часть предписаний обусловлена сроком исполнения, перешедших на следующий год: такие как предоставление отчета по опасным отходам в срок до 1 марта, паспортизации парниковых газов до 1 июля, согласно ЭК РК).

• количество отмененных судом решений о принятии санкций – нет.

• количество нарушений в деятельности инспекции, выявленных при проверке центральным органом и органами прокуратуры, шт., в том числе количество незаконных проверок, проведенных без вынесения акта, – нет.

В 2010г. к СКФ Есильского департамента экологии был предъявлен иск от АО «СевКазЭнерго», об обжаловании акта проверки за № 4 от 24.02.10г. Решением экономического суда СКО от 26.07.10г. в иске АО «СевКазЭнерго» было отказано. Однако решение суда АО «СевКазЭнерго» обжаловало и Постановлениями Апелляционной коллегии, а затем и Кассационной коллегии Северо-Казахстанского областного суда, вышеназванное решение суда было отменено и Акт-предписание № 4 от 24.02.10г. был признан незаконным.

Верховный Суд Республики Казахстан Постановлением от 01 июня 2011 года отменил решение Апелляционной и Кассационной коллегий Северо-Казахстанского областного суда и оставил в силе решение экономического суда СКО от 26.07.2010г.

  1. Взаимодействие


Эффективность инспекционных проверок опирается как на взаимодействие между инспекцией и специалистами по выдаче разрешений и экологических заключений, так и на сотрудничество с другими контролирующими органами (Департамента ГСЭН, Налогового Комитета, Прокуратуры).

Взаимодействие отделов (секторов) Филиала заключается в систематизации контрольно-инспекционной деятельности при формировании Плана проверок предприятий-природопользователей и лабораторно-аналитической деятельности.

Материалы заявок предприятий для получения разрешения на эмиссию загрязняющих веществ, нормативные документы, поступающие на экологическую экспертизу, программы производственного экологического контроля, планы природоохранных мероприятий проходят этап согласования инспекции.

За отчетный период 2011 года специалистами государственной инспекции рассмотрено и согласовано: Программа производственного экологического контроля – 336, План природоохранных мероприятий –336, паспорт инвентаризации парниковых газов – 268 (за 2008-2009-2010г.г.), зарегистрировано 655 паспортов опасных отходов. По вопросам соответствия экологическим требованиям на получение лицензии рассмотрен 53 материала, в том числе 52 положительно, 1 – отрицательное заключение экологического надзора.

Количество внесенных предложений в Экологический Кодекс РК и Кодекс «Об административных правонарушениях, основанные на предложениях сотрудников экологической инспекции, доведенных для сведения лиц, принимающих решение и законодателей – 8.


III. Оценка реакции контролируемого сообщества на контрольную деятельность



Раздел 4. Производственный контроль.


г. Астана


В соответствии со ст. 128 Экологического Кодекса РК физические и юридические лица, осуществляющие специальное природопользование обязаны осуществлять производственный экологический контроль для обеспечения соблюдения природопользователями требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Производственный экологический контроль проводится природопользователем на основе программы производственного экологического контроля, разрабатываемой природопользователем и согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Согласование программы производственного контроля и прием отчетности осуществляется согласно приказу министра охраны окружающей среды Республики от 24 апреля 2007 года № 123-П «Об утверждении Правил согласования программ производственного экологического контроля и требований к отчетности по результатам производственного экологического контроля» (с изменениями от 25 августа 2010 года № 228-ө).

За отчетный период количество согласованных программ производственного экологического контроля составило 30, в том числе 6 программы предприятий I категории, 2 – предприятий II категории, 19 – предприятий III категории и 1 - предприятий IV категории.

На таких крупных предприятиях как АО «Астана-Энергия», ГКП «Астана Су Арнасы», производственный контроль осуществляется службами и отделами охраны окружающей среды, созданными непосредственно на предприятии и силами собственных производственных лабораторий.

На менее крупных и средних предприятиях производственный контроль осуществляется специалистами ООС, назначенных приказом руководителя предприятия и в основном, совмещающих данный вид деятельности. Из-за отсутствия своей ведомственной лаборатории производственный мониторинг производится с привлечением независимых аккредитованных лабораторий на договорной основе.

Такие предприятия как ТОО «Апрель», ТОО «Акбидай Астана», ТОО «Конкрит продактс Астана», ТОО «Водник», ПК «Целингидромаш», ТОО «Энергоснаб», ТОО «Астана Кубыр», ТОО «Компания Центр Бетон», ТОО «Полимер пласт», ТОО «БайКазБетон», ТОО «Ротор», ТОО «Молочный завод Столичный», ТОО Хлебозавод Цесна-Астык», ТОО «Элеватор Цесна-Астык», ТОО «Цесна-Мак», ТОО «Концерн Цесна-Астык», ТОО «Стройдеталь-М», ТОО «Sinooil», ТОО «Астанинское Ж/Д хозяйство», ТОО «БАСФ» Центральная Азия», АО «Астана Энергия», ТОО «Алтын Орда 2004», АО «Астана теплотранзит», ф-л компании «Алсим Аларко…», ТОО «Аккент», ТОО «Казахстанский трубный завод», ТОО «Астана Дориндустрия», ТОО «Запчасть ЖД», ТОО «Агроком», АО «Локомотив құрастыру зауыты», ТОО «Камкор локомотив»,ТОО «Аккент NTR», ТОО «Пищекомбинат Астаналык», АО «КазМунайГаз», ТОО «Трансмеханизация», АО «Акмолинский вагоноремонтный завод» ежеквартально предоставляют отчет по выполнению программы производственного контроля.

В связи с отсутствием объемов работ на предприятиях ТОО «Рапид», ТОО «Реклам – Сервис», ТОО «ASK-HC», ТОО «AsMos – XXII» производственный контроль не осуществлялся.

В ходе рассмотрения отчетов по ПЭК, содержащих протокола испытаний испытательной лаборатории ТОО «Эколоджи Бизнес Консалтинг», выявлены нарушения требований действующего законодательства РК. Так, в протоколах испытаний ТОО «Эколоджи Бизнес Консалтинг» содержится информация о том, что отбор проб воздуха осуществлялся газоанализатором Каскад-Н 62.3, который по информации РГП на ПХВ «КазИнМетр», не зарегистрирован в государственном реестре средств измерений РК, что является нарушением Закона РК «Об обеспечении единства измерений». В связи с этим, Департаментом направлено письмо в Комитет технического регулирования и метрологии МИиНТ РК.


Таблица 4.1

^ Наименование предприятия

Наличие службы охраны окружающей среды, уровень организации производственного контроля и мониторинга (макс оценка – 10)

^ Уровень организации и оснащения лабораторного контроля за загрязнением окружающей среды

(макс оценка - 20)

АО «Астана-Энергия»

9

18

ГКП АО «Горкоммунхоз»

5

10

ТОО "Трансмеханизация"

7

15

ТОО «Апрель»

7

15

ТОО «Компания Центр Бетон»

7

15

ТОО "БайКазБетон"

7

15

ТОО "Ротор" завод

8

15

ГКП НПХВ «Астана Су Арнасы»

10

19

ТОО «Синоил»

8

15

ТОО «БАСФ» Центральная Азия»

7

15

ТОО «Казахстанский трубный завод»

7

15

ТОО «Аурика»

8

15

АО «Локомотив құрастыру зауыты»

7

15

АО «Акмолинский вагоноремонтный завод»

7

15

ТОО «Цесна-Астык»

7

15

ТОО «Астана-ДорСтрой НС»

7

15

ТОО "Аккент"

7

15

АО «Международный аэропорт Астана»

8

15


Акмолинский филиал


За отчетный период за нарушение требований по проведению производственно-экологического контроля было возбуждено 9 административных дел с наложением 9 штрафов на общую сумму 1 360 800 тенге, все штрафы взысканы. Отделом лабораторно-аналитического контроля ведется прием отчетности производственного экологического контроля, заведены накопительные папки, журнал регистрации природопользователей, создана и ведется компьютерная база данных по предприятиям ведущих производственный экологический контроль. Проведено начальником отдела выступление по Акмолинскому областному телевидению с ознакомлением природопользователей с действующими нормативными актами в части ПЭК, кроме того опубликованы статьи в областной газете «Акмолинская правда» и районных газетах по ознакомлению природопользователей с последними нововведениями в части ПЭК.

В текущем году всего было согласовано 183 проекта Программ производственного экологического контроля. На доработку возвращено 51 проект (с 1-й по 3-ю категорию), в основной массе замечания были исправлены и проекты согласованы. Осталось несогласованными 4 проекта.

Рассмотрено 180 отчетов по ПЭК, направленных природопользователями всех категорий, не согласовано из них 32 отчета, позднее доработанных с учетом замечаний и предложений. Касательно отчетности, начальником отдела на телевидении, как уже было выше сказано, освещался вопрос необходимости соблюдения природопользователями статьи 130 Экологического Кодекса РК, за нарушение которой предусматривается административная ответственность. Однако не всеми предприятиями проявляется должное понимание и ответственность. Здесь необходимо отметить, что в нормативных актах Министерства не отражены следующие основные моменты по порядку предоставления отчетности, обсуждение которых часто вызывает разногласия с природопользователями:

- отсутствует в Правилах осуществления ПЭК форма предоставления отчета (не отражены данные по форме согласования уполномоченным органом ООС;

- не отражены данные по тому, должны ли предприятия 4-й категории предоставлять отчетность?

- в новой редакции Правил согласования Программ ПЭК от 25.08.2010г. приведены формы ежеквартальной отчетности по ПЭК для всех природопользователей. Не отражены конкретные данные по тому, к примеру, какой объем выбросов/сбросов должен быть, чтобы иметь основание для ежеквартального лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ или разработки ПДВ. В Экологическом Кодексе, Правилах согласования программ и осуществления ПЭК нет разъяснений по данному вопросу. Также в статье 130 ЭК РК природопользователям предоставляется возможность осуществлять производственный экологический контроль в объеме, минимально необходимом для слежения за соблюдением экологического законодательства.

Исходя из практического опыта согласования проектов Программ ПЭК, отдел планирует во второй половине текущего года провести встречу с проектирующими организациями Акмолинской области по вопросу соблюдения требований статьи 131 Экологического Кодекса РК при разработке Программы ПЭК (планировалось проведение в первом полугодии, но из-за нехватки времени, т.к. в отделе практически работают 2 человека, не удалось провести данный семинар).


^ Отчет

по выполнению программы производственного экологического контроля представительства ТОО «Оркен Атансор» ТОО «Оркен»

в первом полугодии 2011 года


  1. ^ Экологический мониторинг.


Экологический мониторинг объектов окружающей среды осуществлялся аккредитованной лабораторией ТОО «Эко Эксперт» (г.Караганда) в соответствии с утвержденными графиками и схемами контроля

Непосредственной целью мониторинга атмосферного воздуха на данном этапе являлось изучение характера и интенсивности загрязнения атмосферного воздуха с учетом климатических условий и рельефа местности.

Ассоциация загрязняющих веществ определялась с учетом следующих критериев:

- токсические свойства загрязняющих веществ;

- объемы поступления в окружающую среду;

- особенности трансформации;

- частота и величина воздействия на человека;

- возможность организации оптимально точных измерений.

В выбросах источников карьера «Атансор», загрязняющих атмосферный воздух, содержится вредных веществ: марганец и его соединения, азота оксид, кремния диоксид аморфный, сажа, взвешенные вещества, пыль неорганическая, азота оксид, ангидрид сернистый.

К организованным источникам выбросов относятся:

- выбросы вредных веществ от работы котельной;

- выбросы от работы дизельной электростанции;

- выбросы от склада ГСМ;

- выбросы от сварочного поста.

К неорганизованным источникам выбросов относятся:

- выбросы при бурении скважин;

- выбросы от работы на отвале вскрышных работ;

- выбросы от работы на складе забалансовых руд при погрузочно-разгрузочных работах.

Появился новый неорганизованный источник выбросов «Фабрика», на который за отчетный период были составлены карты-схемы распределения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В отчетный период на предприятии проведены определения выбросов вредных химических веществ в атмосферу и исследование эффективности систем пылегазоочистки. Результаты проведенных измерений показали, что фактические значения степени пылегазоочистки не ниже, а фактические выбросы ВХВ не выше установленных значений ПДВ.

По результатам производственного мониторинга воды и почвы в районе расположения объектов ТОО «Оркен» превышений установленных значений выявлено не было.


^ Отчет

по выполнению программы производственного

экологического контроля ТОО «Казахдорстрой»

в первом полугодии 2011 года


  1. Экологический мониторинг.


Экологический мониторинг объектов окружающей среды осуществлялся аккредитованной лабораторией в соответствии с утвержденными графиками и схемами контроля.

Непосредственной целью мониторинга атмосферного воздуха на данном этапе являлось изучение характера и интенсивности загрязнения атмосферного воздуха с учетом климатических условий и рельефа местности.

Ассоциация загрязняющих веществ определялась с учетом следующих критериев:

- токсические свойства загрязняющих веществ;

- объемы поступления в окружающую среду;

- особенности трансформации;

- частота и величина воздействия на человека;

- возможность организации оптимально точных измерений.

В выбросах источников карьера, загрязняющих атмосферный воздух, содержится вредных веществ: марганец и его соединения, азота оксид, кремния диоксид аморфный, сажа, взвешенные вещества, пыль неорганическая, азота оксид, ангидрид сернистый.

К организованным источникам выбросов относятся:

- выбросы вредных веществ от работы котельной;

- выбросы от работы дизельной электростанции;

- выбросы от склада ГСМ;

- выбросы от сварочного поста.

В отчетный период на предприятии проведены определения выбросов вредных химических веществ в атмосферу и исследование эффективности систем пылегазоочистки. Результаты проведенных измерений показали, что фактические значения степени пылегазоочистки не ниже, а фактические выбросы ВХВ не выше установленных значений ПДВ.

По результатам производственного мониторинга воды и почвы в районе расположения объектов ТОО «Казахдорстрой» превышений установленных значений выявлено не было. Отчеты по проведению замеров атмосферного воздуха согласно программе производственно-экологического контроля проводятся своевременно, прикладываются протокола замеров, отчеты по выполнению природоохранных мероприятий.


Таблица 4.1

Наименование предприятия

Наличие службы охраны окружающей среды, уровень организации производственного контроля и мониторинга

(макс оценка - 10)

Уровень организации и оснащения

лабораторного контроля за загрязнением окружающей среды

(макс оценка - 20)

Представительство ТОО «Оркен Атансор»

9

18

ТОО «Казахдорстрой»

8

17


Северо-Казахстанский филиал


Отмечается низкий уровень деятельности лаборатории АО «Петропавл су». Данная лаборатория имеет свидетельство №424 «Об оценке состояния измерений центральной объединенной лаборатории АО «Петропавл су» от 19.12.2008 г. Штат лаборатории состоит из 21 единицы, из которых 6 специалистов работают на канализационных очистных сооружениях, из них - 2 инженера, 4-лаборанта. 12 специалистов работают на водоочистных сооружениях. Лаборатория имеет очень слабое материально-техническое оснащение. В 2011 году приобретены фотоколориметры КФК-3 в количестве 2 шт., что явно недостаточно с учетом 100% износа приборов и оборудования.

Также отмечается низкий уровень деятельности лаборатории АО «Завод им. Кирова». Данная лаборатория не аккредитована в системе технического регулирования и не имеет свидетельства «об оценке состояния измерений».


Производственный контроль





п/п

Наименование предприятия

Наличие службы охраны окружающей среды,

уровень организации производственного контроля и мониторинга

(макс. оценка – 10)

Уровень организации

и оснащения лабораторного контроля за загрязнением окружающей среды

(макс. оценка – 20)

1

2

3

4

1

АО «Петропавл су» СОВ

3

2

2

АО «Петропавл су»

3

2

3

АО «Завод им. Кирова»

2

2




9515941353511699.html
9516007271707670.html
9516048193293221.html
9516146580228514.html
9516193297006789.html