секция государственного и муниципального управления - Материалы ХХXV самарской областной


секция государственного и муниципального управления


^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Безлепкина Н.В., научный руководитель проф. Мартышкин С.А.

(Самарский государственный университет)


Проведенный нами анализ государственного регулирования цен в послевоенный период в различных по уровню развития странах, в том числе и странах с переходной экономикой показал, что наблюдается ряд общих черт воздействия государства на цены. Во-первых, государственное регулирование цен предпринимается, прежде всего, в целях антиинфляционной и антимонопольной политики, для поддержания отечественных товаропроизводителей (например, сельхозпроизводителей), для регулирования уровня реальных доходов и потребления наиболее важных групп товаров.

Прямой государственный контроль над ценами в современных экономиках охватывает ограниченный круг цен, как правило, от 5 до 20% продукции. Среди них - цены на товары государственного сектора, цены монополистов, в том числе, естественных монополий, цены на товары продовольственной группы и медикаменты, цены на социально значимые услуги (медицинские, образовательные).

В практике применяется достаточно широкий диапазон методов, от мониторинга цен до прямого их установления. Их принято разделять на прямые и косвенные. К прямым методам относятся: установление государством уровня или потолка цен, нормативов надбавок или правил ценообразования, замораживание цен, декларирование цен и т.д. В развитых странах мира эти инструменты использовались более широко в кризисных ситуациях или в условиях высокой инфляции, но в последнее время предпочтение отдавалось косвенным методам регулирования цен.

Косвенные методы оказывают влияние на цены как через изменение рыночного спроса, так и через изменение предложения товаров. Инструментами косвенного воздействия выступают: налоговые и таможенные рычаги, государственные закупки, институциональные факторы, конкурентная среда.

Прямое регулирование цен опирается в мире на законодательную базу и осуществляется специальными государственными органами К настоящему времени ряд важных нормативных актов, регулирующих государственную деятельность в сфере ценообразования, принят и в РФ. Он относится в основном к сфере регулирования цен монополистов. В России также созданы и функционируют органы государственного регулирования цен: Федеральная служба по тарифам, региональные энергетические комиссии, департаменты ценового регулирования в исполнительных органах власти регионального уровня.

Специфика российского ценообразования заключается в том, что либерализация его механизма происходила стремительными темпами, в порядке «шоковой терапии», в то время как в ряде других стран, например, в Венгрии и Китае, она осуществлялась эволюционно, в течении нескольких десятилетий. В России ситуация осложнялась так же высокой степенью концентрации производства и монополизмом производителей. Поэтому переход к рынку сопровождался высокими темпами роста общего уровня цен. В 1992 г. (год освобождения цен) цены на потребительские товары увеличились в 26 раз. Постепенно, к 2000-м годам страна пришла с умеренным средним темпом прироста цен в 10-20% в год.

Правительственные программы и прогнозы развития РФ до 2010 года исходили из того, что к концу данного периода ежегодный прирост цен может быть ограничен 4-5%. Однако, рост цен на продовольствие в 2007 г. и кризис 2008 г. привели к тому, что реальные цены оказались выше прогнозных (12% и 13% соответственно). В антикризисной программе правительства прогнозируется уменьшение темпов роста цен до 7,5% к 2011г.

Как показывает официальная статистика и результаты мониторингов, по некоторым важным группам товаров, таким как медикаменты, продовольствие, коммунальные услуги, жилье, наблюдается более значительный рост цен, чем среднестатистическое значение дефлятора.

Актуальность для России государственного влияния на цены связана и с тем, что антикризисная программа правительства, на наш взгляд содержит ряд потенциальных угроз для инфляционного роста цен. Например, рост социальных расходов, дефицит государственного бюджета, повышение обеспеченности экономики ликвидностью – инфляционно опасные мероприятия, но без них не обойтись.

Проведенный нами анализ свидетельствует, что среди мероприятий, позволяющих сдерживать рост цен, преобладают косвенные рычаги. Например, уже с 1.01.09 снижен налог на прибыль с 24 до 20%; предполагается расширение практики ускоренной амортизации и системы налоговых льгот. Правительство обещает усилить антимонопольный контроль. Предполагается для развития конкуренции распространять ярмарки выходного дня, создавать словия для деятельности магазинов с социально низкими ценами, поддерживать малый бизнес.

Несмотря на то, что антиинфляционные цели в программе фигурируют, расширения прямых методов воздействия на цены правительство избегает, видимо, опасаясь разрушить завоеванные рыночные свободы. Предусмотрено лишь ввести обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых, минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства, снижение темпов роста тарифов на железнодорожные перевозки. Рекомендовано заморозить цены на обучение в вузах.

На наш взгляд, этих мер недостаточно. Особого внимания требуют цены на продовольствие. При сегодняшних ножницах цен между оптовыми и розничными ценами выигрыш от роста цен в основном остается у торговых посредников Ярмарки, которые устраивают в Самарской области производители, доставка сельхозтоваров фермерами на заводы к массовому потребителю уже зарекомендовали себя как факторы, снижающие цены. Но без регулирования государством величины торговой наценки, хотя бы на минимальный набор продовольственных товаров, на наш взгляд, трудно обойтись. Но эта мера потребует затрат на контроль за соблюдением новых правил ценообразования. Можно было бы также разработать в Самарской области антиинфляционную региональную программу (в некоторых регионах страны они уже созданы). Стоит продумать механизм компенсации потерь производителям и продавцам товаров по социально-низким ценам, чтобы не создавать у них мотивов к ухудшению качества товаров или уменьшению веса товаров.

Таким образом, сложившийся к настоящему времени в РФ механизм государственного контроля над ценами нуждается в корректировке и совершенствовании с учетом противоречивого влияния антикризисных мер на разные аспекты хозяйственной жизни и сложности проблем, решаемых обществом в условиях кризиса.


^ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСРУКТУРЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ – ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ УСПЕШНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА


Букаева Ю.В., научный руководитель доц. Климова В.В.

(Самарский государственный университет путей сообщения)


В настоящее время в России наблюдается неравномерность социально-экономического развития регионов. Целями современной региональной политики являются – стабилизация производства, возобновление экономического роста, повышение уровня жизни населения, создание научно – технических предпосылок укрепления России в мире. Для решения проблем необходима разработка различных федеральных программ. В комплексном развитии региона должно применяться бизнес-планирование. Туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Развитие туризма оказывает стимулирующее действие на все секторы экономики. Туризм также влияет на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами. В Самарской области активно развиваются все виды туризма, чему способствуют благоприятные природно-климатические условия, разнообразие ландшафтов. Туристский поток в Россию и Самарскую область достаточно предсказуем. Выявленными слабыми сторонами туризма в Самарской области являются: слабая нормативно-законодательная база, отсутствие стратегии взаимодействия структур, участвующих в развитии туристкой сферы, бедная визуально-эстетическая городская среда, неблагоприятная экологическая обстановка в некоторых городах области, несистематизированная информационная туристская среда. В настоящее время разработана программа развития туризма Самарской области.


^ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Гансиевский А.С., научный руководитель ст. препод. Чекулдова С.В.

(Самарский государственный университет путей сообщения)


Муниципальные органы власти, наделённые необходимыми правовыми актами, имеющие сформированный бюджет, как правило, не в силах обеспечить качественное управление вопросов местного значения, жизненно важных для населения как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 15 п. 5), создание условий для предоставления транспортных услуг населению (п. 6), организация охраны общественного порядка (п. 8), организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования (п. 11), и организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в медицинских учреждениях (п. 12) и содействие развитию малого и среднего предпринимательства (п. 25).

Для повышения эффективности работы органов местного самоуправления, в решении которых они испытывают затруднения, требуются общественные помощники, в виде общественных контролёров, наделённых соответствующими правами по принципу ранее существовавшего института народного контроля, но с учётом современных требований, взяв с КНК всё лучшее. Необходимость введения института общественного контроля требует и развивающийся мировой финансовый кризис. Его влияние снижает уровень бюджетного обеспечения и требует усиления контроля по целевому использованию средств и оптимизации затрат.

На сегодняшний день эффект участия структур гражданского общества, среди которых важную роль играют некоммерческие организации, в формировании правовых актов органов МСУ представляется явно недостаточным. В современном нормотворческом процессе зачастую доминируют приоритеты местных администраций и бизнеса. Потому очень часто результатом является не решение, а углубление важнейших проблем местного сообщества, бизнеса и муниципального образования.


Проблемы взаимодействия

субъектов РФ и структурных подразделений ОАО «РЖД»

в области обеспечения населения пригородными перевозками


^ Поляева Т.И., научный руководитель доц. Андреева Н.К.

(Самарский государственный университет путей сообщения)


В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост инвестиций в основной капитал, повышение реальных доходов населения (если пока не брать во внимание начавшийся кризис). Вместе с тем для дальнейшего закрепления наметившихся тенденций необходимо более полное и качественное использование всех факторов производства. Достижению указанной цели в немалой степени способствует устойчивое и ритмичное осуществление местных и пригородных пассажирских перевозок. Эффективный пригородный железнодорожный транспорт, осуществляющий более 60% перевозок в пригородном сообщении, через преодоление территориальных барьеров, формирование конкуренции и эластичности предложения на рынке рабочей силы оптимизирует общественные издержки на потребление такого фактора производства как труд. Комфортные условия проезда содействуют повышению качества рабочей силы, более полному использованию производственных ресурсов.

Однако «перекрестное» финансирование перевозок пассажиров в пригородном сообщении за счет тарифа на грузовые перевозки, вызванное недостаточным финансовым обеспечением законодательно гарантированных льгот и преимуществ по провозной плате, а также «многоотраслевая» структура управления пригородным комплексом не способствуют улучшению результативности указанного вида деятельности и функционирования экономики в целом.

В эффективной экономической системе перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферой осуществляется органами государственной власти с помощью такого инструмента как бюджет. Использование других, менее «прозрачных» инструментов способствует нерациональному использованию ресурсов субъектами экономических отношений в результате деформации системы цен и тарифов, снижению эффективности государственного регулирования экономики в силу искажения управленческой информации.


Совершенствование информационной политики

Администрации г.о. Самара


^ Сёмин А.В., научный руководитель проф. Дудин Г.А.

(Самарский муниципальный институт управления)


Информационный ресурс имеет сегодня в сфере муниципального управления не меньшую важность, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления и в статике, и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации.

Под информационной политикой муниципального образования понимается целенаправленная деятельность, суть которой заключается в направлении имеющихся информационных потоков и ресурсов на реализацию реальных и декларируемых информационных позиций, как органов местного самоуправления, так и иных общественных сил, действующих на территории муниципального образования, в рамках обозначенных им границ информационного пространства.

Задача органов местного самоуправления – использовать все каналы информации, иметь достоверные сведения об отношении всех слоев общества к своей деятельности, анализировать эти сведения и на их основе корректировать свои действия.

В целях дальнейшего совершенствования и развития информационной политики Администрации г.о. Самара могут быть осуществлены следующие мероприятия:

1.  Повышение посещаемости сайта Администрации городского округа Самара как официального информационного ресурса органа власти в глобальной компьютерной сети Интернет. Электронный адрес сайта: http://www.city.samara.ru

Сайт создан и введен в эксплуатацию в начале 2007 года и в настоящий момент представляет собой комплекс материалов, наиболее полно отражающих деятельность Администрации г.о. Самара.

Первоначально на сайте Администрации размещалась информация справочного характера и базовые нормотворческие документы. В настоящий момент сайт наиболее полно отражает деятельность Администрации и Главы городского округа Самара. На данном этапе информация размещается ежедневно.

Если в первом квартале 2007 года средняя ежемесячная аудитория сайта составляла около 10 000 человек, то к марту 2009 года она увеличилась до 17 000.

Таким образом, увеличение информационного материала привлекло большее количество посетителей, о чем свидетельствуют данные счетчика, установленного на сайте.

Обобщая все выше сказанное, мы считаем, что для совершенствования работы сайта Администрации будет полезно изучить опыт функционирования информационного сайта Администрации Новороссийска – «Новороссийск без бюрократии».

Нами предлагается создание раздела «Горячая линия» для размещения актуальных вопросов граждан с ответами на них, а также организовать проведение онлайн-конференций первых лиц Администрации Самары с жителями города.

2.  Поддержка и развитие печатных изданий структурных подразделений Администрации. Среди них хотелось бы выделить журнал «Самарский молодежный вестник» и студенческую газету «molodёж» Комитета по делам молодежи, а также информационный бюллетень Администрации Промышленного района – «Наш район - Промышленный».

3.  Определение социального пакета кабельных телевизионных каналов. Глава Самары Виктор Тархов и операторы кабельного телевидения 16 апреля подписали Соглашение, благодаря которому по социальным тарифам горожане смогут пользоваться услугами кабельного ТВ.

Подключение на социальный пакет телевизионных каналов всех пяти операторов, подписавших Соглашение с мэрией, будет стоить 198 рублей. При этом ежемесячная плата за пользование таким набором каналов составила порядка 50 рублей, в зависимости от оператора.

Данный факт позволит существенно сэкономить денежные средства социально незащищенным слоям населения. Теперь большее число молодых людей сможет, подключившись на льготных условиях смотреть кабельный «Первый молодежный телеканал», курируемый Комитетом по делам молодежи.

4.  Взаимодействие с корпоративными печатными изданиями предприятий и организаций г. о. Самара. В процессе реализации данного мероприятия можно обеспечить публикацию информационных сообщений о деятельности Администрации г.о. Самара, интервью с главами администраций районов, руководителями департаментов, комитетов и управлений Администрации на страницах таких многотиражных изданий как, например «Вестник ЦСКБ-Прогресс», газета «Моторостроитель». Для Комитета по делам молодежи площадкой для информирования молодежи могут стать официальные издания учебных заведений города, газеты и журналы, издаваемые органами студенческого самоуправления.

5.  В настоящее время на территории Самары установлено около 44 Интернет-киоска для свободного доступа граждан к системе «СУПРЕМА». Всего в области планируется поставить 1320 киосков.

Нами предлагается усовершенствовать процесс обратной связи через Интернет-киоски на базе раздела «Обращения», путем обеспечения возможности жителям города направить свое обращение, например Главе городского округа. На данный момент в списке органов местного самоуправления Администрация г. о. Самара отсутствует.

Результатом совершенствования информационной политики будут являться:

Создание эффективной системы информационного обслуживания населения, реализация прав граждан на доступ к городским, национальным и мировым информационным ресурсам и активного участия граждан в социально-экономической жизни города;

Совершенствование системы управления городом, повышение открытости городского управления, улучшение управляемости городским хозяйством за счет более совершенной системы мониторинга состояния города;

Формирование информационной культуры населения Самары;

Обеспечение условий для развития информационной индустрии города, как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях;

Создание в Самаре структурированного городского информационного пространства;

Выход на мировой уровень использования современных инфокоммуникационных технологий.



Материалы XXXV Самарской областной студенческой научной конференции

представлены в авторской редакции.


С О Д Е Р Ж А Н И Е


стр.

Секция российской и зарубежной истории...………..………… 3

Секция литературоведения……………………………..………… 15

Секция лингвистики…………...………………………………….. 31

Секция английской филологии…………………..………...……. 47

Секция немецкой филологии…………………..………...………. 54

Секция делового английского языка………….…………...……. 57

Секция английского языка

в области профессиональной коммуникации………………….. 63

Секция юридических наук……...………………………………... 65

Секция педагогики………………………………………………… 75

Секция психологии…………………….…………………..……… 87

Секция культурологии.……...………………..……………………. 93

Секция организации работы с молодежью…..………………… 102

Секция социально-экономического образования……………….. 113

Секция документационного обеспечения управления…………. 120

Секция культуры речи и психологии делового общения……. 124

Секция физической культуры, спорта

и здоровья студенческой молодёжи…………………………….. 141

Секция государственного и муниципального управления……. 152


^ Печатается по решению оргкомитета

XXXV Самарской областной студенческой научной конференции


Редакционная коллегия:


проф. Ю.Л. Тарасов (ответственный редактор),

инж. В.Н. Глотова (ответственный секретарь),

проф. Ю.Н. Смирнов, проф. О.М. Буранок,

проф. Н.А. Илюхина, проф. А.Н. Морозова,

проф. М.А. Кулинич, доц. О.В. Строкань,

доц. И.Н. Никитина, проф. Л.П.Меркулова,

проф. В.В. Полянский, проф. В.Н. Бездухов,

проф. О.К. Позднякова, проф. Г.В. Акопов,

проф. В.Я. Мачнев, директор ГУ СО АМП А.И. Орлов,

проф. В.А. Носков, к.и.н. Д.А.Долганов,

проф. Л.П. Лунева, проф. Г.С. Казупица,

проф. С.А. Мартышкин


Самарский областной совет

по научной работе студентов, 2009


Ответственный редактор – профессор Ю.Л. Тарасов

Компьютерная верстка, макет – ведущий инженер Е.Ю. Жижкина


Формат 6084/16. Бумага офсетная. 159 стр. Тираж 150 экз.

Самарский областной совет по научной работе студентов

443086, Самара, Московское шоссе, 34

1 Словарь терминов. Социология // www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/dic.html


2 Клейн Н.Л. Предпринимательство и предприниматели в России. Исторические очерки. Самара. 1994 г. С. 130

1 Жилкина М. Государственное регулирование страхования в дореволюционной России // Российский страховой бюллетень. 1999. №3. С. 26.

1   Декларация Митрополита Сергия // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М., 1996. – С. 225.

2   Политическая история русской эмиграции 1920 – 1940  гг. Документы и материалы. http://www.sedmitza.ru/index.html?did=4506

3 Выписка из протокола № 4 заседания архиерейского собора Русской Православной Церкви за границей от 23.08. (5.09) 1927 г./ Одинцов М.И. Декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. и борьба вокруг нее/ М.И. Одинцов // Отечественная история. - 1992. - № 6. – С. 138.

4 Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999) / В. Мосс. – СПб., 2001. – С. 145.

1 Дез-Эшероль А. Записки.// www.vostlit.ru

2 Мемуары графини д`Абрантес.// www.madame.boom.ru

1 http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1289019.

1 Малиновский А. Злоупотребление правом в экономической сфере, проблемы квалификации» // Право и экономика. – 2007. – №9.

2 Волков А.В. Формы злоупотребления гражданскими правами // Право и государство: теория и практика. – 2008. – №5. – С. 64-68.

3 Марченко М.Н. Общая теория государства и права // Академический курс. 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2003.

4 Марченко М.Н. Общая теория государства и права // Академический курс, 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2003.

5 Волков А.В. Формы злоупотребления гражданскими правами // Право и государство: теория и практика. – 2008. – №5. – С. 64-68.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ// СЗ РФ. 2006. № 52. ст. 5496; Российская газета. 2006. № 289; Парламентская газета. 2006. № 214 – 215.

2 http://www.dengi-ua.com/clauses/40547.html; Ананьева, Е.В. Правовые аспекты права следования/ Е.В. Ананьева. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Версия от 17.04.2009.

3 Джорджуа, Т. Художнику всегда платят / Т. Джорджуа. // http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=885849&print=true

4 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-1// Российская газета. 1993. № 147; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. ст. 1242.

5 Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений»// Российская газета. 2008. № 88; Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. ст. 1880.

6 Например, по закону ФРГ и Франции возможен односторонний отказ от реализации права авторства (что немыслимо для права РФ, где не допускаются изъятия из правила о неотчуждаемости). В результате в судебной практике признается законным договор о «литературном рабстве», когда известный писатель издает под своим именем произведения, созданные менее удачливыми коллегами. См.: Каминская, Е.И. Личные неимущественные права автора: отказ от ненужных иллюзий или утрата ценностей?/ Е.И. Каминская. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Версия от 17.04.2009

1 Дюма, Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции/ Р. Дюма. // М., 1993. С. 180.

2 Предложения установить подобную величину предпринимались и отечественными авторами. См., например, Максимова, Л.Г. Авторское право: Учебное пособие/ Л.Г. Максимова. // М. 2005. С. 74

3 http://bankrabot.com/work/work_81014.html.

4 Дюма, Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции/ Р. Дюма. М. 1993. С. 182 – 186.

1 Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

1 Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, 2007 г


9514899426748239.html
9515101340613978.html
9515163022972853.html
9515236871860645.html
9515351613033076.html