Международной Баптистской Богословской семинар - страница 18

^ Примечания


ГЛАВА 3

Евангельская система взглядов

ВВЕДЕНИЕ В СТУПЕНИ
Несмотря на неистовую бурю, приезжий проповедник смог найти дорогу к сельской церкви. Когда он подошел, то увидел только одного старого фермера, расчищавшего дорожку, ведущую к двери. На вопрос, был ли он единственным, пришедшим на служение, старичок утвердительно кивнул. Тогда проповедник предложил войти в церковь, помолиться и идти домой. На что старый фермер сказал: «Проповедник, если бы утром, выйдя в сарай, я нашел там только одну корову, я бы все равно ее покормил».

Тогда они вошли в церковь, спели гимн (без аккомпанемента), почитали Писание, сделали сбор добровольных пожертвований. После второго гимна проповедник прочитал текст места из Библии и проповедовал на него в течение 45 минут.

^ Когда они выходили, фермер сказал: «Проповедник, если бы в сарае была только одна корова, я не стал бы вываливать в ее кормушку весь имеющийся корм».

Это хороший совет нам, когда бы мы ни проповедовали. «Вывалить все» может относиться как к протяженности нашей проповеди, так и к тому, что мы в нее включаем. Хорошая проповедь, несомненно, должна «вписываться» в ситуацию, в которой она звучит. Также мы не должны одним разом «вываливать» все Евангелие на своих слушателей. Намного важнее направить одну библейскую истину на их нужды.

Однажды, Павел и Варнава исцелили хромого в Листре (Деяния 14:8-18). Жители города решили, что это Зевс и Ермий посетили их. Жрец сразу приготовился принести жертву. Протестуя против этого, Павел и Варнава разодрали одежды, и Павел начал проповедовать. О чем он говорил? «Живой Бог (не Зевс или Ермий) подает с неба дожди и времена плодоносные и исполняет пищею и веселием сердца наши!»

Проповедь была несколько дольше, но как я ее понял, это все, о чем в ней говорилось. Нет свидетельства того, что Павел «выплеснул» на обитателей города все, что он знал. Начав говорить, Павел очень быстро сузил фокус проповеди, перейдя к дождям и пище. Возможно, был сезон сбора урожая, и, заговорив о сельском хозяйстве, он привлек внимание всех людей. В то же самое время он попытался перестроить их мировоззрение благой вестью о Живом Боге, посылающем пишу для всех. Либо была урезана его проповедь, либо это было все, о чем он хотел сказать: заставить людей по-другому взглянуть на свою жизнь, задуматься о любящем Боге, Который дает все хорошее, что есть на земле. И, в соответствии с повествованием Луки, Павел даже не упомянул об Иисусе и не цитировал Писание.

Другими словами, Павел не пытался дать им сразу все. Жителям этого города Павел сказал только то, что помогло бы им понять живого Бога-Творца, Бога, заботящегося о них. И это только первый шаг, а не целая богословская диссертация. Мы хорошо знаем, что Павел проповедовал и все Евангелие: Христа распятого (1 Коринфянам 1:21-23), примирение и надежду через Иисуса (Колоссянам 1:21-23), «Христос в вас» (Колоссянам 1:25-27). Но он также проповедует исходя из того, кто его слушатели, каковы их нужды, всего лишь «один шаг за раз».

Одной из проблем, связанных с проповедниками в евангельских церквах, является их желание «вываливать всю еду» всякий раз, когда они проповедуют. Благая весть о кресте и пустой гробнице, признание себя грешником, дар Святого Духа, надежда на вечную жизнь – все это важно. Но человек может воспринимать Евангелие только постепенно, кусочек за кусочком, когда отдельный библейский текст оживает в нем, когда одна библейская истина поражает его в самое сердце. Полное Евангелие приходит только через частички «евангелия»; эффективная проповедь покоряет слушателя благой вестью, но делая только «один шаг за раз».

^ «ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ»
Питер Бергер (1967), один из первых и наиболее влиятельных социологов-религиоведов, говорит, что секуляризация получила величайшее развитие во время протестантской Реформации с ее акцентом на личном спасении и личной вере. Это, в свою очередь, привело к возникновению различных взглядов на религию, результатом чего стало рождение множества деноминаций. Такая мультиденоминационность не только возникла, но и сейчас поддерживается ударением на автономности и индивидуализме.xxvii К сожалению, эта ситуация создает путаницу для неверующих, желающих понять духовный и физический мир. Как они могут узнать, во что верить, когда существует такое количество вероисповеданий, мнения которых часто абсолютно противоположны? Да и христианам, живущим в окружении множества различных церквей и противоречащих доктрин, что выбрать? То есть из всего, что мы называем «истиной», из всех «кусочков» христианского учения, как кто-либо сможет узнать, что действительно важно или «истинно»? Или же в недоумении мы просто разводим руками?

Ответ мы находим в том, что Бергер называет «прописными истинами»xxviii. Это то, во что мы верим, и что мы почерпнули из своего окружения: дома, родителей, культуры, традиций, национальности. Но основную роль в формировании веры отдельного человека играет его семья и церковь. Подобные «факторы воздействия», переданные средой, принимаются до тех пор, пока не будут оспорены или отвергнуты после принятия другого мнения.

В поместных церквах подобные «прописные истины» вытекают из четырех основных источников, оказывающих влияние на церковь и ее членов: основные христианские догмы (и исторические традиции христианской веры); определенная богословская позиция церкви или отдельного человека (например, изоляционизм, следование евангельским нормам, фундаментализм); принадлежность к деноминации (или отсутствие таковой), что определяет «личность» церкви, а также правила каждой поместной церкви. Конечно, личность пастора и его богословские взгляды оказывают огромное влияние на учение поместной церкви. Поэтому иногда, в зависимости от взглядов пастора, истины, казавшиеся аксиомами, могут, хотя и медленно, но изменяться. Следовательно, если вы являетесь пастором поместной церкви, вы играете важную роль в ее богословской направленности. Все это более подробно мы рассмотрим в 16 главе.

^ Основные христианские истины – это то, что исторически известно и общепринято через такие документы, как Апостольский и Никейский Символы веры и Утверждение Веры, принятое и сформулированное ранними лидерами христианской Церкви, чье мысли были направляемы Святым Духом, когда они боролись с ересью. Несомненно, эти принципы веры корнями уходят в Писание, но они придают форму систематическому богословию Церкви за пределами того, что говорит Библия.

Доктрины также понимаются через призму богословских взглядов церкви (или отдельного человека) на христианскую веру (например: фундаменталистский, евангельский, ортодоксальный). Такое преобладающее мировоззрение, не сразу очевидное даже для члена церкви, помогает понимать и принимать те элементы, которые надо принять, или то, как их правильно истолковывать. И обычно именно этим основным принципам христианской веры и ее местному пониманию и учат с кафедры и на занятиях по изучению Библии.

Третье, что влияет на учение церкви – ассоциативная принадлежность, это особенно важно для церквей, которые принадлежат к определенным деноминациям или «типам» (как, например, харизматические). Так, баптисты фокусируются на иных принципах, нежели лютеране. «Независимые» церкви, конечно же, пытаются достичь чистоты, отмежевавшись от всех остальных групп; они не хотят, чтобы их члены были «испачканы» другими христианами. Возможно, на них не оказывается «деноминационного» влияния, но их «прописные истины» исходят из определенного склада мышления (обычно это строгий фундаментализм) и точки зрения их пастора.

Наконец, поместная церковь помогает отдельному человеку понимать христианскую веру. Каждая церковь имеет собственную «культуру», традиции, что указывает на их любимые богословские или доктринальные «истины». Даже принадлежащая какой-либо деноминации церковь имеет свой особенный взгляд на христианские традиции и ритуалы. В одной церкви, например, может быть свободное участие в Вечере и свободное членство, в то время как в другой, принадлежащей той же деноминации – «закрытая», для своих, Вечеря и строгое членство.

«Прописные истины» будут разными в разных культурах, даже в рамках одной деноминации. Например, итальянские баптисты с удовольствием употребляют вино, что строго запрещено среди русских (настаивающих, однако, на использовании вина в Причастии). Пятидесятники Болгарии и Боливии практикуют отлучение, что практически не встречается в Америке или Англии. «Доктрины» православных Стамбула отличаются от тех, которые имеют православные верующие Северной Америки. Каждый имеет собственное понимание христианской веры, так как «прописные истины», формирующие его, могут варьироваться от церкви к церкви и от национальности к национальности.

Это значит, что чувство «правильности» или «ошибочности» доктрины исходит из той среды, из того контекста, в котором находится христианин. Все христиане имеют такие «прописные истины», хотя они отличаются у разных людей и в разных церквах. Попав в иное окружение, отдельный верующий начинает по-другому верить или принимать отдельные принципы веры; следовательно, различные «прописные истины» могут привести к совершенно разному пониманию принципов христианской веры.

Весь этот разговор о «прописных истинах» необходим для понимания вашей христианской веры (и, таким образом, вашего богословия), так же, как и для стиля вашей проповеди. Кроме того, это было вступлением к тем богословским взглядам, которые вы найдете в этой книге. То, что здесь написано, возникло из того, что является «прописными истинами» для меня. И я представляю их здесь для того, чтобы вы могли лучше понять тот подход к проповеди, который здесь найдете.


9504206029819078.html
9504278685021760.html
9504451379823569.html
9504565253246453.html
9504709904257285.html